Цели:
1.
Ознакомить
с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья;
2.
Дать
представление об инфекционных болезнях,
3.
Обобщить
и систематизировать знания учащихся по теме «Организм человека»,
4.
Развивать
способность анализировать полученную информацию,
5.
Развивать
способность делать правильные выводы,
6.
Развивать
любознательность,
7.
Развивать
мышление,
8.
Воспитывать
стремление заботиться о своем здоровье,
9.
Воспитывать
патриотические чувства,
10. Прививать интерес к предмету
Оборудование: плакаты «Закаливание
организма»;
схема-опора;
мультфильм «Ежик и здоровье» (5мин.) из серии
«Смешарики»;
песня В.Высоцкого «Утренняя зарядка»;
портрет А.Суворова;
мультимедиопроектор.
Ход урока
I.
Организационное начало урока.
—
Отгадайте загадки.
По
небу ходит
Маляр
без кистей.
Краской
коричневой
Красит
людей. (Солнце.)
В
морях и реках обитает,
Но
часто по небу летает.
А
как наскучит ей летать,
На
землю падает опять. (Вода.)
Через
нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он
невидимый, и все же ,
Без
него мы жить не можем. (Воздух.)
— Вспомните поговорку, в
которой есть эти слова.
—
Верно. Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья. По-
чему
так говорят?
II.
Сообщение темы и целей урока.
- Мы сегодня обобщим знания по теме « Организм
человека», а также познакомимся с правилами закаливания организма, сохранения и
укрепления здоровья.
Тема урока: «Умей предупреждать
болезни».
III.Повторение пройденного материала
- Какие же условия необходимы для жизни
человечества на Земле?
Слайд
1.
• Чистый воздух
•
Чистая вода
•
Чистая почва
•
Мир и дружба между народами
•
Здоровый образ жизни
-
За сотни лет учеными накоплено много знаний
об организме человека. Эти знания помогают людям предупреждать и побеждать
многие болезни, увеличивать продолжительность
жизни. Мы тоже получили знания об организме человека. Сейчас мы повторим и
вспомним все, что узнали по этой теме.
1.Фронтальный
опрос.
Учитель: Наш организм состоит из различных органов.
- Какие системы органов различают у человека?
1.
Эти
органы помогают человеку ориентироваться в
окружающем мире? Сколько органов? Какие? (Органы чувств. Их 5. Органы зрения,
слуха, обоняния, вкуса, осязания.)
2.
Эта
система создает организму опору и позволяет человеку|
двигаться. (Опорно-двигательная.) Из чего состоит опорно-двигательная
система? (Скелет и мышцы.)
3.
Органы
этой системы снабжают организм человека
энергией и строительным материалом. ( Органы пищеварения.)
4.
Эти
органы обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ. ( Органы дыхания.)
5.
Эта система обеспечивает движение крови в организме. (
Кровеносная.)
6.
Эта система управляет всем организмом. ( Нервная.)
Слайд
2.
системы органов
Органы
чувств
Опорно-двигательная
система
Органы пищеварения
Органы
дыхания
Органы
выделения
Органы
кровообращения
Нервная
система
Органы
размножения
-Какая
же система органов незаменима для организма?
В ы в о д: Итак, каждая система органов выполняет в организме
свою особую задачу. Необходима для жизни, и ее
ничем нельзя заменить.
2.
Работа с карточками.
У
учащихся 5 карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5.
Учитель.
А сейчас вы должны поднять карточку с номером
ответа.
Слайд 3.
1. Кожа 2.
Нервы 3.
Кровь 4.
Мышцы 5.Зубы
•
Беленькие ниточки тянутся к мозгу от всех точек тела. Окончания этих ниток
лежат в глазах, ушах, в носу, на языке, спрятаны в коже и во всех внутренних
органах. (Нервы.)
•
Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает,
носить ее можно хоть сто лет.
(Кожа.)
•
Самые твердые части твоего организма. Поменять старые
на
новые человек может только один раз в жизни!
(Зубы.)
Сколько
у человека зубов?
•
Когда мальчик садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть
прямо, не сгибаясь, и 10 минут. Сначала подопрет голову одной рукой, потом
другой, и в конце концов ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая
спина.
Спина
ли у него была слабая, или еще что-то? (Мышцы.)
Почему у этого мальчика слабые мышцы? ( Потому что он не вырабатывал правильной
осанки.)
Слайд
4.
1. Сердце
2.
Почки
3.
Желудок
4.
Позвоночник
5.
Нос
•
Это плотный мускулистый мешок размером немногим больше кулака. Этот «мешок» все
время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. (Сердце.)
Что случится, если оно остановится?
•
Благодаря рессорам машина не дребезжит на ухабах дороги. Такая рессора есть и в
нашем организме. Сколько бы ты ни бегал и ни прыгал, как бы ни носился во время
игры, твой мозг не испытывает тряски. Он лишь покачивается. Благодаря чему? (Позвоночнику.)
Какой мозг защищен позвоночником?
(
Спинной.)
•
Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь.
На самом деле он одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост. (Нос.)
Почему нос - фильтр? Печка? Сторожевой пост?
* Это главное отделение твоей «внутренней кухни». (Желудок.)
3. Расположение карточек в нужной последовательности.
У ч и т е л ь. Составьте адрес кишечника и легкого.
На доске карточки со словами: кишечник, пищевод, зубы,
желудок, легкие, носоглотка, трахея, нос, бронхи: Их надо расположить
в нужном порядке.
Зубы, пищевод, желудок,
кишечник.
Нос, носоглотка, трахея,
бронхи, легкие.
4. Узнай орган на
картинке.
Учитель. Все системы органов вы
знаете хорошо, а вот узнаете ли вы органы по внешнему виду? Под каким номером
находится мозг? Кишечник? Легкие? Сердце? Желудок? Печень? Какие из этих
органов входят в одну систему?
5.Работа по
таблице.
Учитель. А что же нужно делать,
чтобы наш организм работал слаженно, то есть что нужно делать, чтобы не болеть?
В помощь вам я подготовила вот такую
таблицу, пользуясь которой вы можете рассказать об этом.
Слайд 5.
Соблюдение чистоты
Сочетание труда
и отдыха ЗДОРОВЬЕ
Движение
Правильное питание
6. Физкультминутка.
Учащиеся выполняют движения под
песню В.Высоцкого « Утренняя зарядка»
IY.Работа
по теме урока.
1.Введение
в тему.
Как же нужно
беречь свое здоровье, что нужно делать, чтобы быть сильным
и крепким.
- Давайте вспомним, что в первую очередь мы должны делать, чтобы
не болеть? (Тепло одеваться, есть много витаминов, делать зарядку.)
Вот представьте, на улице светит весеннее солнышко, а вы вышли
гулять в шубе и меховой шапке. Набегались, запарились, забежали в школу и
попили из фонтанчика холодной воды или просто расстегнули на улице свою шубу.
Вас тут же обдуло прохладным весенним ветерком.
- Итак, как нужно одеваться, чтобы не простудиться? (По погоде.)
- Скажите, с какими продуктами наш организм больше всего получает
витаминов? (Со свежими фруктами и овощами.)
- А что нам делать зимой и весной, когда уже мало фруктов?
(Пить витамины, соки и т. д.)
2. Просмотр мультфильма «
Ежик и здоровье» ( 5мин. )
Ребята, сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Ежик и здоровье» из
серии «Смешарики». Подумайте, правильно ли Ежик заботился о своем здоровье?
(Ребята смотрят мультфильм.)
3. Анализ
просмотренного.
- Что произошло в начале фильма? (Ежик задумался о своем здоровье.)
- Безусловно, беречь свое здоровье - дело похвальное, однако как
подошел к этому вопросу Ежик? (Он стал искать у себя признаки
различных заболеваний.)
- Как вы думаете, правильно ли он поступил? Почему? (Нет, так
можно найти у себя что угодно и даже заболеть по-настоящему.)
- Все верно, если человек начнет сам себе внушать, что он |болен, у
него на самом деле появятся признаки этого заболевания. Что дальше предпринял
Ежик? (Закрылся дома, все обработал зеленкой и перестал общаться с
Крошем, боясь от него чем-нибудь заразиться.)
- Как вы думаете, хорошо ли Ежику жилось так? (Нет.)
- Конечно же, нужно заботиться о своем здоровье, однако чрезмерная
мнительность привела к тому, что Ежик сломал лапу. Как вы думаете, почему он
сразу же перестал выискивать у себя различные заболевания? (Потому что он
заболел по-настоящему.)
- Вот видите, Ежику нужно было по-настоящему заболеть, чтобы почувствовать
себя здоровым. Будем мы так же, как Ежик, заботиться о своем здоровье? (Нет.)
- А что нужно делать, чтобы наш организм был сильным и сам справлялся с различными микробами? (Укреплять
его.)
4.Объяснение
нового материала.
- Посмотрите на доску. Прочитайте предложение, написанное на
плакате.
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Как мы можем укреплять свой
организм? (Закаливанием.)
- Правильно, закаливание помогает нашему организму без труда
переносить ветер, дождь и холод. Ребята, кто знает, чей портрет висит на доске?
Это великий полководец Александр
Васильевич Суворов. Его мы сегодня вспомнили неслучайно. Дело в том, что закаливание
помогло Александру Васильевичу не только стать военным, но и добиться огромных
успехов на этом поприще. В детстве Суворов был слабеньким тщедушным мальчиком.
Он так часто болел, что отец решил не отдавать его на военную службу, а
подобрать для него какое-нибудь гражданское занятие. Это не понравилось маленькому
Саше. Для того чтобы переубедить отца, он каждый день стал обливаться холодной
водой, много занимался физкультурой и часами ездил верхом. В результате Суворов
окреп, перестал болеть и был зачислен в полк. До конца жизни полководец
обливался водой, в походах спал прямо на земле и предпочитал простую грубую
солдатскую пищу.
- Ребята, как вы думаете, когда
проще всего начинать закаливание и где? (Летом, купаясь на речке, в море,
пруду.)
Правильно, летом, отдыхая на пляже,
вы закаливаетесь, сами того не ведая. Причем на открытом
воздухе вы закаливаетесь с помощью не только водных, но и воздушных и солнечных
процедур. Солнце тоже хорошо закаливает наш организм. Под воздействием солнечных
лучей в нашей коже образуется вещество, которое не только окрашивает ее в
коричневый цвет, но и является своеобразной кладовой витаминов.
- А если вы решили закаливаться зимой,
можно ли начинать закаливание с обливания ледяной водой? (Нет, можно
заболеть.)
V.Закрепление изученного
Прочитаем
текст в учебнике по теме урока и выполним задания по теме в рабочей тетради.
VI. Итог урока:
- Что
нового мы узнали на уроке?
- Какие правила закаливания организма вы для
себя взяли на заметку?
- Что
узнали об инфекционных болезнях?
- Как
сохранить свое здоровье?
Всем
спасибо за урок и всем желаю крепкого здоровья.
|